|
Conference publicationsAbstractsXVII conferenceО возможностях визуализации данных социометрического тестаВоронежский Государственный Университет, ф-т ПММ, каф.ПОиАИС, Россия, 394000, Воронеж, Университетская пл., д.1, каб. 222 1Воронежский Государственный Педагогический Университет, псих.-пед.ф-т, каф. практич.психологии, Россия, 394000, Воронеж, ул.Ленина, д.86 Метод социометрического исследования, предложенный Якобом Леви Морено, долгое время оставался громоздким и вызывал затруднения в работе педагогов-психологов. Несмотря на это, заинтересованность в нем, как в методе диагностики малой группы, высока, поскольку именно он дает информацию о связях предпочтения, возникающих в ситуации выбора партнера в различных видах деятельности. В ответ на запросы психологической практики было разработано приложение «Морена»(http://code.google.com/p/morena), которое позволяет визуализировать данные социометрического теста и тем самым облегчает работу педагога-психолога. В нем исходные данные опроса автоматически переводятся в вид социоматрицы, которая предлагает пользователю первую ступень обработки (подсчитаны все индексы) и визуализации (возможность экспорта в MS Excel). Вторая ступень представлена визуализацией данных в виде социограммы (мультисвязного графа, узлы которого соответствуют респондентам, а связи — выборам респондентов). Различные виды визуализации социограммы позволяют наглядно представить разные аспекты взаимоотношений внутри социальной группы. Все узлы при отображении располагаются в серии концентрических кругов, каждый из которых соответствует уровню популярности респондента, что визуализирует построение классической социограммы-мишени по М. Нортвей. Просмотр социограммы по подмножеству связей с исключением связей по набору вопросов позволяет проанализировать отношения определенного типа. Это значит, что практический психолог приобретает возможность фильтрации информации об отношениях выбора, отклонения, ожидания выбора и референтности в группе. Просмотр социограммы по подмножеству узлов позволяет анализировать отношения внутри подгрупп. Например, только в мужской или женской части коллектива, или в конкретной подгруппе, что дает возможность легко описывать структуру школьного класса с точки зрения существующих группировок. Аналогично можно отслеживать связи лидеров, работая уже с индивидуальной социограммой. Одновременно можно работать с несколькими видами на социограмму, что даёт возможность производить сравнительный анализ по разным критериям в исследуемой группе. Программа «Морена» может быть использована как аппарат для обработки, визуализации и анализа данных, полученных в любом исследовании малой социальной группы по методу Я.Морено. |