Русский

Conference publications

Abstracts

XVII conference

Проблема подросткового одиночества глазами старшеклассников тверского лицея

Даракова Т.Г., Иванова И.С., Лялина Е.А., Трутнева Л.С.

МОУ «Тверской лицей», Россия, г.Тверь 170001, проспект Калинина 10, тел/факс: (422) 422268

1 pp. (accepted)

Актуальность данной работы обусловлена значением феномена одиночества в формировании личности и широким распространением проблемы переживания одиночества в старшем подростковом возрасте.

Цель исследования: выявить основные причины возникновения чувства одиночества у подростков и особенности его переживания в этом возрасте.

Задачи нашего исследования:

1. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;

2. Проанализировать особенности его переживания в этом возрасте;

3. Сопоставить особенности переживания одиночества старшеклассниками с их социальным статусом в классном коллективе;

Объектом исследования были учащиеся 10-ых классов МОУ «Тверской лицей».

Краткое описание результатов. С помощью проведенного опроса было установлено, как старшие подростки относятся к одиночеству. Выяснилось, что большинство обследованных не осознают одиночество как личностную проблему, либо не признаются в этом, поэтому установить прямой связи между неблагоприятным социометрическим статусом («изолированный», «отверженный») и обостренным переживанием чувства одиночества в рамках данного исследования не удалось.

Также проведенный нами опрос позволил определить, что основной причиной одиночества, с точки зрения подростков, является социальное отторжение со стороны значимых других (его референтной группы).

Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор самого человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть, если их сверстник выбирает ситуативное одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, а по внутреннему желанию и потребности остаться наедине с самим собой, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – глубоко несчастный и внутренне обиженный на других человек. Полное и длительное одиночество ассоциируется у старшеклассников с несчастьем, печалью и страхом.

Кроме того, участники исследования считают, что причины одиночества кроются не только в непонимании со стороны близкого окружения человека, но и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе в низком уровне развития его коммуникативных способностей.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533