|
Conference publicationsAbstractsXVII conferenceПроблема подросткового одиночества глазами старшеклассников тверского лицеяМОУ «Тверской лицей», Россия, г.Тверь 170001, проспект Калинина 10, тел/факс: (422) 422268 1 pp. (accepted)Актуальность данной работы обусловлена значением феномена одиночества в формировании личности и широким распространением проблемы переживания одиночества в старшем подростковом возрасте. Цель исследования: выявить основные причины возникновения чувства одиночества у подростков и особенности его переживания в этом возрасте. Задачи нашего исследования: 1. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся; 2. Проанализировать особенности его переживания в этом возрасте; 3. Сопоставить особенности переживания одиночества старшеклассниками с их социальным статусом в классном коллективе; Объектом исследования были учащиеся 10-ых классов МОУ «Тверской лицей». Краткое описание результатов. С помощью проведенного опроса было установлено, как старшие подростки относятся к одиночеству. Выяснилось, что большинство обследованных не осознают одиночество как личностную проблему, либо не признаются в этом, поэтому установить прямой связи между неблагоприятным социометрическим статусом («изолированный», «отверженный») и обостренным переживанием чувства одиночества в рамках данного исследования не удалось. Также проведенный нами опрос позволил определить, что основной причиной одиночества, с точки зрения подростков, является социальное отторжение со стороны значимых других (его референтной группы). Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор самого человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть, если их сверстник выбирает ситуативное одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, а по внутреннему желанию и потребности остаться наедине с самим собой, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – глубоко несчастный и внутренне обиженный на других человек. Полное и длительное одиночество ассоциируется у старшеклассников с несчастьем, печалью и страхом. Кроме того, участники исследования считают, что причины одиночества кроются не только в непонимании со стороны близкого окружения человека, но и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе в низком уровне развития его коммуникативных способностей. |