|
Conference publicationsAbstractsXVIII conferenceсистемный анализ процесса перехода на новые образовательные стандартыmivoronov@yandex.ru 1 pp. (accepted)
Состояние современной подготовки специалистов в целом и переход на новые стандарты в частности порождают в большинстве вузов сложную проблемную ситуацию. Среди многочисленных противоречий, характеризующих сложившуюся ситуацию, отметим лишь следующее. Переход к критериальной значимости уровня компетенций выпускника входит в противоречие с существующей структурой формирования учебного плана и организации учебного процесса. Как правило, в процессе изучения отдельной учебной дисциплины одновременно развивается несколько компетенций. Это обстоятельство требуется значительно большей, чем в настоящее время, интеграции методической работы на междисциплинарном уровне и координации организации учебного процесса в целом в интересах всей совокупности компетенций, определенных образовательным стандартом, между тем основной объем базовой подготовки сохранен при существенном (20%) сокращении времени обучения. Кроме того, в новом образовательном стандарте компетенции только сформулированы и не определен уровень их освоения. В этой связи вузы должны самостоятельно разработать механизмы оценки выполнения требований стандарта. В целях поиска путей разрешения возникших противоречий был проведен полномасштабный системный анализ проблемы перехода в сложившейся ситуации на новые образовательные стандарты. Для конкретности была выбрана подготовка по направлению 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». В докладе подробно рассматриваются этапы проведенного анализа проблемы, в результате которого разработана программа перехода на новые стандарты, а также сформирована адекватная требованиям структура упорядоченной совокупности получаемых знаний и разработаны соответствующие комплексы методического обеспечения учебного процесса, где вопросы обучения и контроля результатов должны имеют направленность, определяемую стандартами. Важным компонентом программы является введение двух сквозных курсов, изучаемых на протяжении 9 семестров. По-существу это перманентный практикум, на котором производится координация получаемых знаний, отлаживаются умения и навыки, приобретаются необходимые компетенции. Все остальные профильные дисциплины рассматриваются как обеспечивающие по содержанию и времени эти сквозные дисциплины необходимыми знаниями из соответствующих разделов изучаемых наук. |