|
Conference publicationsAbstractsXXI conferenceActual problems of environmental education of children in speach correction groupPre-school department of the state educational institution of secondary school № 38. Russia, 119192 Moscow, Vinnitskaya Street 11 Bld.1, Phone / fax (495) 9321174, e-mail: evgeniyalashmanova@mail.ru 1Moscow State M.V. Lomonosov University, A.N. Belozersky Institute of Physico-Chemical Biology, Department of Mathematics methods in biology. Russia, 119992, Moscow, Vorob'evy Gory, MSU Tel. (495) 939-55-06, fax: (495) 939-31-81, e-mail: potapova@genebee.msu.ru К сожалению, в начале XXI столетия здоровье подрастающего поколения напрямую зависит от экологического неблагополучия в окружающей среде, его влияния на иммунную, нервную и эндокринную системы. Наряду с хроническими заболеваниями возрастает роль и стрессовых психологических воздействий, что в свою очередь ухудшает нервно-психологическое здоровье и иммунитет у детей. Результатом подобных влияний на организм могут становиться и речевые нарушения, часто обусловленные патологиями внутриутробного развития. В связи с этим целью логопедических занятий становится не только коррекция и формирование речи детей, но и формирование мировоззрения, бережного отношения ко всему окружающему человека – к людям, природе, животным, планете. К наилучшему результату ведут следующие методы работы: использование наглядных природных материалов; проведение занятий на улице, в парковых зонах, ботанических садах, на территории зооуголков. В ходе экологического эксперимента, проводимого с 2009 г. по настоящее время на базе детского сада № 1820 г. Москвы, использовались следующие принципы реализации поставленных целей на логопедических занятиях: • принцип полисенсорного и системного подхода к коррекции речевых нарушений; • принцип доступности обучения (соответствие возрастным особенностям дошкольников, игровая форма занятий); • принцип воспитывающего обучения (воспитание волевых и нравственных качеств). В результате была отмечена возросшая речевая активность, как в процессе коррекционной работы, так и в бытовой, повседневной речи детей. Наблюдалось увеличение словаря существительных, глаголов и прилагательных по следующим лексическим темам: «Деревья». «Кустарники». «Цветы». «Ягоды». «Грибы». «Фрукты». «Овощи». «Лес в разное время года». «Дикие животные и их детёныши». «Домашние животные и их детёныши». «Перелётные птицы». «Зимующие птицы» и др. Использование наглядности не только помогало детям понимать те или иные явления, происходящие в природе, но и позволило сформировать тактильные, кинетические и кинестетические ощущения, мелкую моторику пальцев рук, что крайне важно для полноценного речевого и общего развития ребёнка, а, следовательно, и его адаптации в социуме.
|