Русский

Conference publications

Abstracts

XXI conference

Формирование экологического «Я» в раннем возрасте средствами совместной арт-терапевтической деятельности ребенка и родителя

Разгуляева А.А., Потапова Т.В.1

ГОУ детский сад №1820 комбинированного типа. Россия, 119192, г. Москва, ул. Винницкая 11, к.1, Тел./факс (495)9321174; е-mail: a-razgul@yandex.ru

1МГУ им. М.В. Ломоносова, НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского, Россия, 119992, г.Москва, Воробьевы горы, МГУ, Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru

1 pp. (accepted)

Работая в дошкольном учреждении, невольно обращаешь внимание на то, как много времени уделено развитию стереотипных форм мышления у детей. Педагоги стараются, чтобы ребенок как можно скорее начал оперировать понятиями (перешел от «нелинейного» мышления к «линейному»), забывая порой о его творческом «образном» мышлении. Хотелось бы обратить внимание на то, что «мышление посредством образов», закладываясь в раннем возрасте, сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека, поэтому занятия арт-терапевтической деятельностью являются важным элементом развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Арт-терапия в системе образования, является одной из здоровьесберегающих технологий. В данной работе приведены результаты реализации автором в течение четырех лет принципов арт-терапии с детьми раннего возраста совместно с их родителями.Ставились задачи:

1. Получение положительных эмоций от творческого процесса совместно со своим ребенком. Реализуется эта задача путем без оценочного отношения к творчеству, как со стороны педагога, так и со стороны мамы в отношении ребенка.

2. Повышение уверенности в себе как матери. Доверие к своим спонтанным проявлениям и проявлениям ребенка во время творческого процесса.

3. Достижение лучшего взаимопонимания «мать и дитя». В схему «взрослый – предмет – ребенок» входит понятие творческая деятельность.

4. Психодиагностика (в данном случае не основная цель занятий).

5. Равитие мелкой моторики, сенсорного развития, развитие световосприятия, развитие речи детей младенческого и раннего возраста.

Исследование показало, что совместные занятия матери и ребенка арт-терапии благоприятно влияют на эмоциональные взаимоотношения в диаде «мать-дитя». Также, внутри диады «мать-дитя» увеличилось стремление к телесному контакту. Матерям стало легче оказывать эмоциональную поддержку своему ребенку, ориентироваться на состояние ребенка при построении взаимодействия.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533