|
Conference publicationsAbstractsXXII conferenceWhat the global gender gap of RF attests about according to the World Economic ForumRussia, 119991, Moscow, M.V.Lomonosov Moscow State University, the Council of MSU women 1 pp. (accepted)В Докладе ВЭФ 2014 г. (www.weforum.org/issues/global-gender-gap) приведен рейтинг 142 стран мира по реальному равенству прав и возможностей мужчин и женщин, главная задача которого – показать разрыв между мужчинами и женщинами в доступе к ресурсам в этих странах, а не уровень развития данных стран. Первый такой доклад был опубликован в 2006 г. По 14 статистическим показателям оценивается гендерный разрыв в сфере экономики, в образовании, в здравоохранении и в политике, рассчитываются индексы гендерного неравенства (ИГН), которые могут изменяться от 1 (100% равноправия мужчин и женщин) до 0 (полное неравенство). В 2010 г. в рейтинге стран по ИГН Россия занимала 45 место (интегральный индекс 0.704), в 2014 г. – 75 место (0.693). Низкое положение России в рейтинге стран определяют два фактора: участие женщин в экономике (42 место) и участие женщин в процессе принятия политических и управленческих решений (125 место). По сферам образования и здравоохранения ИГН России близок к единице. ИГН в сфере экономики свидетельствует, что творческие, интеллектуальные ресурсы, таланты и способности женщин во многом теряются из-за существования гендерного неравенства. Распределение мужчин и женщин по должностям во всех видах деятельности, связанных с принятием решений, в РФ остается неизменным: чем выше должность и заработная плата, чем больше управленческих функций, тем меньше представительство женщин. Эта особенность женской занятости определяется рядом причин, и одна из них - система подготовки специалистов, для которой характерна гендерная асимметрия. В России женщины имеют более высокий уровень образования, чем мужчины, однако на структуру занятости женщин прямо влияет не только уровень, но и тип образования. Женщины чаще тяготеют к гуманитарному образованию, не столь популярному для руководящих кадров. Женщины реже мужчин получают физико-математическое и техническое образование в многопрофильных университетах, где такие специалисты могут одновременно получать экономическую и управленческую подготовку на уровне магистратуры, что очень ценится работодателями. Надо стремиться ориентировать женщин на получение в высших и средних специальных учебных заведениях естественнонаучного, технического и IT образования, как того требуют инновационные устремления и необходимость технического развития РФ. Для этого нужны совместные усилия средних школ, вузов, СМИ, государства, направленные на создание условий творческого взаимодействия мужчин и женщин во всех сферах жизни, включая экономику, управление и власть.
|