|
Conference publicationsAbstractsXXIII conferenceКристаллографические группы в школеМосковский государственный университет им. М.В.Ломоносова, химический ф-т, каф. физической химии, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, 1, стр.3, тел.: (495)939-22-58, e-mail: banaru@phys.chem.msu.ru 1Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского, Россия, 119334, Москва, ул.Косыгина, 19 В старших классах средней школы, особенно в классах физико-математического или естественнонаучного профиля, ученики в состоянии усваивать элементарные сведения по теории групп, о чем свидетельствует опыт отдельных американских коллег [1]. Вместе с тем в России такой курс мало востребован, поскольку в ВУЗах теория групп затем изучается только на узкоспециализированных факультетах и зачастую в рамках общего курса линейной алгебры. Знакомство с теорией групп на примере кристаллографических точечных групп достигает следующих образовательных результатов: в предметной сфере – навыки определения точечных групп геометрических фигур, объектов живой и неживой природы, памятников архитектуры, молекул, кристаллов. В метапредметной сфере – аналитические навыки, связанные с установлением взаимосвязей между элементами некоторого множества, на котором вводится операция группового умножения. В частности, парные отношения между элементами любого фиксированного множества (например людьми) образуют группу по операции композиции [2], что позволяет выявлять скрытые структурные особенности таких множеств. В личностной сфере основным результатом становится интерес школьника к кристаллографии, химии, минералогии, геологии, к группам и другим алгебраическим конструкциям, мотивирующим школьника на продолжение своего обучения в этих направлениях. Существующая система профилей старших классов оставляет целую группу естественных специальностей высшей школы (в первую очередь тесно связанных с геологией) мало популярной и востребованной среди выпускников школ. При этом требования, предъявляемые к абитуриентам по указанным специальностям, подразумевают довольно высокую математическую эрудированность и мотивацию в изучении точных наук. Изучение кристаллографических групп способствует решению одновременно двух упомянутых проблем.
Литература 1. Flint E.B. Teaching point-group symmetry with three dimensional models // J. Chem. Educ., 88, 7, 2011. P. 907-909. 2. Емельченков Е.П., Кристалинский Р.Е. Группы и симметрии // Математическая морфология, 1, вып. 1, 1996. Стр. 3-28.
|