|
Conference publicationsAbstractsXVII conferenceОб организации исследовательской деятельности учащихсяМеждународный Университет природы, общества и человека «Дубна», Филиал «Дмитров», Россия, Дмитров,pdshirkov@gmail.com 1МОУ «Внуковская общеобразовательная средняя школа» г. Дмитров В работе описан единственно возможный путь использования в системе среднего образования подходов, основанных на организации научной исследовательской деятельности учащихся. Этот путь хорошо известен педагогам старой советской «закалки», многократно проверен как за рубежом, так и на постсоветской территории. Конкретизируются особенности текущего момента и описываются основные требования, без которых невозможно вовлечение школьников в новую для них деятельность – научно-исследовательскую. В работе под понятием «наука» понимается сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Основы методологии современной науки и её классификации были заложены, в частности, в работах Ф. Энгельса [1] и Б.М. Кедрова [2]. Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» сказано, что «научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов». Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д. Единственной приемлемой для современной школы формой научной деятельности является учебная научно-исследовательская деятельность учащихся, основы которой с позиции современной науки изложены, например, в [3]. В работе описан опыт такой работы, осуществляемой на территории Дмитровского района Московской области. На его основе даются практические рекомендации для руководителей местного и регионального управления образованием.
Литература 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. 2. Кедров Б.М., Классификация наук. М., 1961. Т. 1. 3. Захарьева Н.Л., Хозиев В.Б., Ширков П.Д., «Моделирование и образование». // Журнал «Математическое моделирование», т. 11, № 5, 1999г. – с. 101-116. |