English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIII-ая конференция

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5-6 классами средней школы

Богданов АА, Богданова ИВ

Астрахань, ул Спортивная, дом 42, кв 62

1  стр.

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5-6 классами средней школы.

Проблема преемственности в развитии математического образования школьников актуальна и в данный момент. В связи с реформированием и модернизацией современного образования в по-следние годы появилось большое количество учебных комплектов. Но имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах средней школы все-таки не достаточ-но хорошо соответствуют друг другу и в содержательном и в процессуально-оперативном плане.

Преемственность в обучении – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения; понятие преемственности ха-рактеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового материала и ко всей последующей ра-боте по его усвоению. Преемственность в изложении учебного материала и выборе способа дея-тельности по овладению этим содержанием происходит с учетом следующих факторов: содержа-ния и логики математической науки и закономерностей процесса усвоения знаний. Преемственность должна осуществляться и между видами деятельности учащихся при усвоении учебного материала. Учащиеся должны выступать не как объект обучения, а становиться субъек-тами учебной деятельности.

Осуществляя преемственность в обучении пятиклассников, которые в начальных классах учи-лись по системе Л.В. Занкова, учитель вынужден изменить свою позицию. Он не является инфор-матором новых знаний, учащиеся добывают их самостоятельно. Учитель, создает условия для их общего развития, подбирает задания, формулирует вопросы, которые помогают учащимся само-стоятельно совершить процесс перехода от незнания к знаниям.

Выполняя задания, совершая поиск ответа, учащиеся от урока к уроку получают возможность наблюдать, размышлять, применять волевые усилия. Одновременно учитель должен продолжать развивать у учащихся умения: анализировать и систематизировать, абстрагировать и конкретизи-ровать, классифицировать и группировать.

Задача овладения знаниями, умениями и навыками и, одновременно, развитие ума, чувств и во-ли учащихся реализуется в системе Занкова с помощью дидактических принципов и свойств мето-дической системы, которую необходимо продолжать внедрять и в средней и в старшей школе.

Принцип обучения на высоком уровне трудности предусматривает создание в процессе обуче-ния таких условий, при которых овладение знаниями, умениями и навыками происходит с напря-жением интеллектуальных знаний и эмоциональных сил, а также воли.

Принцип ведущей роли при обучении теоретическим знаниям в значительной мере определяет содержание учебного материала, которое обеспечивает обучение на высоком уровне трудности. Этим материалом являются математические понятия, их отношения, свойства, законы и законо-мерности. Особое место отводится усвоению терминов, так как за каждым термином стоит поня-тие со всеми его существенными признаками. Ученики познают теоретический материал в про-цессе специально организованной учителем поисковой деятельности, основанной на анализирующем наблюдении, сравнении, сопоставлении.

Принцип изучения программного материала быстрыми темпами ориентирует учителя на по-строение учебного процесса в соответствии с этой закономерностью умственной деятельности. Смысл принципа осознания школьниками самого процесса учения и себя в нем заключается, в оп-ределенной степени, в познании пути протекания учебной деятельности, ее закономерностей. Для реализации этого принципа на уроке создавать ситуации, в которых ученик должен выполнять са-моконтроль, самооценку, самоанализ, что постепенно приводит его к осознанию своей учебной деятельности, а затем и своего внутреннего мира.

Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, предусматривает создание при обучении условий для развития каждого ученика. Задания необходимо строить так, чтобы при работе над тем или иным вопросом как для сильных, так и для слабых учеников на-шлась бы посильная и полезная работа, которая способствовала бы их продвижению в развитии.

Задача школы научить учащихся мыслить, учиться, действовать творчески. На учителя возлага-ется обязанность квалифицированно решать эти задачи.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533