English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIII-ая конференция

Условия саморазвития системы образования

Солодова Е.А., Антонов Ю.П.

Россия, 103074, г. Москва, К-74, Китайгородский проезд, 9/5, Военная академия Ракетных Войск стратегического назначения имени Петра Великого

2  стр.

В теории самоорганизации рассматриваются процессы двух видов: самоорганизации и саморазвития. Процессы самоорганизации - это процессы самозарождения, возникновения структур за счет когерентной синхронизации множества однообразных, неразличимых между собой, элементов сложной системы. Образовавшаяся таким образом структура находится в состоянии динамического равновесия, но не развивается, т.е. не приобретает новых качеств.

Основным характерным признаком процессов саморазвития является приобретение новых качеств системой [1]. Для развивающейся системы характерна высокая специализация ее элементов, их неодинаковость, различимость, сильная связь между элементами. Такая система синкретична, т.е. целостна: изъятие какого-либо элемента системы ведет к ее гибели. Изъятие же элемента из структуры, организованной по принципу когерентной самоорганизации, не ведет к гибели системы, а ведет лишь к изменению ее количественного состава.

В системе образования исследователей интересуют именно процессы саморазвития, приобретения образовательной системой в целом и каждым отдельным индивидуумом новых, позитивных качеств. Следовательно, приобретает первостепенную значимость вопрос об условиях возникновения процессов саморазвития. В [1] показано, что в процессах саморазвития изменения направлены к неравновесию. В процессах когерентной самоорганизации изменения направлены к равновесию. Важно, что процесс синкретического саморазвития всегда протекает с поглощением энергии.

Для педагогических систем это означает, что стремление к неизменности образовательных механизмов не может привести к развитию системы, а лишь к ее статическому функционированию. Введение инноваций, постоянно растущий уровень финансирования - необходимое условие развития. Однако, эти условия не достаточны для прогрессивного развития системы образования. Необходимо обеспечить высокий уровень профессиональной специализации всех кафедр, факультетов, служб вуза, с высокой степенью локализованной (а не размытой) ответственности. Но при этом система должна вести себя как элементарный целостный организм с сильным нелинейным взаимодействием между всеми структурами и элементами.

Литература

1. Руденко А.П. Критерии открытых систем, обеспечивающие процессы самоорганизации и прогрессивной эволюции//Синергетика, М.:МГУ, 2004, Том №7.с.128

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533