English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIII-ая конференция

Ещё раз о стиле преподавания философии

Л.Н. Краснопольская

Л.Н. Краснопольская 142290 Московская обл., г. Пущино, дом 7 АБ, кв. 8

1  стр.

Истории человеческой мысли давно знакомы диспуты на тему, как и чему учить? Преподавание философии студентам и аспирантам сегодня в принципе не отли-чается от преподавания любой другой области знания и увенчивается теми же зачетами и экзаменами (сейчас ещё и безликими рефератами из Интернета). Всё это преимуще-ственно основано на сциентистском образе философии. Автор тезисов не требует не-медленной отмены традиции, но ищет дополнительные форм изучения философии. По-иски привели автора, много лет преподающего философию аспирантам биологического Центра РАН, студентам Филиала МГУ, школьникам г. Пущино, к созданию «Рабочей тетради по курсу философии» и программы «Мировая философия в лицах» (в новом варианте – «Вечные спутники человечества»).

Программа ориентирована на то, чтобы предcтавить фундаментальные проблемы филоcофии в качеcтве личноcтных cобытий, подготовив тем cамым оcнову для пони-мания значимоcти проблемного поля филоcофии для cамоанализа и cамоопределения человека, желающего заниматьcя в жизни интеллектуальной деятельноcтью. Взаимо-дейcтвие различных форм духовной деятельноcти человека (религии, иcкуccтва, фи-лоcофии, науки) курc раccматривает как проблему личноcтного их единcтва в твор-чеcтве мыcлителей разных эпох. Это дает ориентиры для выбора молодыми учеными нравcтвенной позиции в науке через понимание единcтва Иcтины, Добра и Краcоты в культуре.

Философия не есть просто система знания, которую можно передать кому-то и тем самым обучить его. Учебный курс по философии должен быть организован таким образом, чтобы человек мог сам что-то открыть в философии, пережить. Преподаватель философии не должен быть только носителем готовых истин, знающим ответы на все возможные вопросы и имеющим право на экзамене строго судить философскую ориен-тацию и эрудицию своих собеседников. Преподаватель - это человек, который имеет свой опыт постижения философии и испытывающий потребность поделиться ним с другими. В рамках учебного курса он продолжает этот опыт вместе со своими уче-никами. Преподавателю необходимо научиться видеть философские проблемы глазами своих учеников. Этот методический подход дает шанс укрепить понимание философии как своеобразного способа ориентации человека в мире, воспитать вкус и теплое чувст-во к философии. Вспыхнувшее как внутренний акт желание заниматься филосо-фией, - единственное, что может удерживать смысл существования философии в культуре. Удержать в тот период, когда в России очередной раз происходит реформи-рование преподавания философии: введен новый экзамен кандидатского минимума.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533