English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIV-ая конференция

Роль математики в формировании надпрофессиональных компетенций специалиста

Галявиева М.С., Матвеева С.Г.

Казанский государственный университет культуры и искусств, Россия, 420059, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 3, Тел.: (843)2778338

1  стр.

На сегодняшний день в России не сложилось единого, завершенного образовательного пространства, продолжается интенсивный поиск, происходит модернизация содержания образования.

В докладе обсуждается роль курса «Математика» в развитии и наращивании информационно-интеллектуального потенциала будущего специалиста социокультурной сферы. Известно, что в едином культурно-образовательном пространстве существует интеллектуально-информационный дуализм, эффект взаимовлияния, когда информационные и интеллектуальные потоки науки, образования, культуры находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательные профессиональные знания и умения специалиста, которые, однако, не гарантируют формирование его профессиональной компетентности. Современный уровень социально-экономического, социально-культурного развития страны требует от специалиста умения работать в опережающем, инновационном режиме, предугадывать назревающие изменения, мыслить и действовать нестандартно, принимать оптимальные решения в ситуациях, выходящих за пределы имеющейся информации. При этом вырастает значимость личностных качеств специалиста. Будущий специалист помимо профессиональных компетенций должен обладать ключевыми компетенциями, необходимыми для работы в любой сфере и в любой профессии. Целью учебной деятельности студента должно быть не только овладение определенными узкоспециальными знаниями, необходимыми ему в дальнейшей учебе и работе, но и повышение уровня интеллектуального развития, формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности.

Математика как фундаментальная дисциплина может и должна явиться основой для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных, так и надпрофессиональных. В Казанском государственном университете культуры и искусств математика (блок математических и естественнонаучных дисциплин) входит в учебные планы большинства специальностей и преподается, в основном, на младших курсах. К системе надпрофессиональных компетенций, формированию которых способствует изучение математических дисциплин, можно отнести: способность к проведению поиска; способность мыслить логически, творчески и созидательно; способность решать нестандартные задачи; способность к обобщению и умозаключению; способность постоянно учиться и работать творчески и другие.

Взаимодействие, взаимовлияние и интеграция математических и гуманитарных дисциплин приводят к интеграции культур и формированию гармоничной личности.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533