|
Архив публикацийТезисыXIV-ая конференцияМатематические задачи как средство развития мыслительных операций у учащихсяРоссия, 414045, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, 55, кв. 34 1 стр.Формирование творческих качеств личности школьника невозможно без развития мыслительных операций у учащихся. Подготовка учителя к соответствующей работе с учащимися включает: - рассмотрение сути выбранной мыслительной операции, особенностей ее форми-рования у школьников и уточнение ее содержания, - выделение этапов процесса развития у учащихся выбранной мыслительной опе-рации и уровней развитости, - представление выбранной мыслительной операции как совокупности действий школьника, - анализ задачного материала и рассмотрение типов задач, - подбор совокупностей задач по каждому типу и разработка методики работы с ними, - формулирование требований к действиям школьников в соответствии с характе-ром задач. Несмотря на все многообразие задачного материала, можно выделить следующие этапы творческой деятельности детей, приводящей к получению нового продукта: - на-блюдение совокупности эмпирических данных (часто это происходит в процессе реше-ния системы подводящих задач – столкновение с новым создает творческую ситуацию, необходимость догадки, стимулирует творческую деятельность детей); - «открытие» детьми нового для них: закономерности, способа решения, способа рассуждения, приема деятельности; - применение к решению других задач; - контрпримеры (выход в план «похожих» задач, провоцирование школьников на использование «голой» аналогии, т. е. использование аналогии в случаях, где она не имеет места). В последнее время все чаще первый пункт приведенной схемы заменяется глубо-ким рассмотрением сути одной (наиболее общей) задачи данного класса, выделения существа ее решения (часто проговариваемого в виде вывода) и последующего приме-нения сделанного вывода к любой задаче этого класса. Этот путь представляется нам вполне оправданным, способствующим развитию теоретического мышления у школьников. Формирование качеств мышления является значительной вехой на пути развития творческой личности школьника. |