|
Архив публикацийТезисыXIV-ая конференцияПользовательский интерфейс: подходы к разработкеМосковский Городской Психолого-Педагогический Университет, РФ, г. Москва, ул. Сретенка, 29, тел.: 167-78-35, e-mail: laire@pisem.net 1Московский Государственный Институт Электроники и Математики, РФ, г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 1-3/12, стр. 8, тел.: (916)106-71-93
Жизнеспособность программного продукта определяется его востребованностью пользователем. На этом уровне продукт представлен только своим интерфейсом, т.е. спектром средств взаимодействия между пользователем и компьютером. Архитектура большинства пользовательских интерфейсов отображает архитектуру и функции программ (что программа может сделать, а не что нужно для решения класса задач), тогда как по сути должна базироваться на принципах взаимодействия человека и компьютера. Уровень сложности интерфейсов неоправданно высок, и программное изделие порабощает пользователя, далеко не лучшим образом решая его задачи. Причина кроется в практически полном отсутствии этапа проектирования, определяющего задачи и средства взаимодействия с будущей программой: он пропускается или сводится к следованию стандартам, навязываемым ведущими участниками рынка. Поэтому на первый план выдвигается осознание значения этапа проектирования на основе закономерностей человеко-машинного взаимодействия. В настоящий момент имеется целый ряд работ, определяющих конструктивные пути решения этой проблемы ([1]– [3]). С другой стороны, широк набор программных инструментов реализации интерфейсов. Эти инструменты не задают концепций интерфейса, и их сочетание с принципами человеко-машинного взаимодействия и выводом на первый план задачи проектирования содержит в себе значительный потенциал. Как инструмент описания целей и задач проблемной области может выступать язык UML [3]; тогда процесс разработки программного изделия видится единым и с точки зрения содержания, и с точки зрения общих для всех этапов средств. При подготовке специалистов в области информационных технологий курс разработки компьютерных интерфейсов должен базироваться на новых принципах проектирования и носить междисциплинарный характер, включая положения психологии, принципы взаимодействия человека и компьютера и пр. (см. [4]), но не сводиться только к освоению инструментальных средств реализации интерфейсов.
Литература 1. Джеф Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем. – СПб – М.: Символ, 2005. 268 с 2. Константайн Л., Локвуд Л. Разработка программного обеспечения. – СПб-М.: Питер, 2004. 592 с. 3. Мартин Фаулер. UML. Основы. 3-е издание. – СПб: Символ, 2004. 192 с. 4. Перевезенцева Е.С., Перевезенцев А.А. Методический сайт по курсу «Построение графических интерфейсов». Адрес в Интернет: http://catherine.pp.ru/GI/ |