|
Архив публикацийТезисыXIV-ая конференцияДополняющие межпредметные связи математики и информатикиРоссия, 644112, Омск – 112, пр. Комарова, 13, Тел.: (3812) 75-24-64, факс: (3812) 75-24-30, e-mail: lkuznetsova@yandex.ru 1 стр.В ряде научных дисциплин, в том числе математике и информатике, в последние десятилетия набирает силу тенденция к междисциплинарному синтезу при полном сохранении статуса отдельных дисциплин. В основе такого синтеза лежит новое осмысление реальности и научных дисциплин как дополняющих друг друга путей познания этой реальности. Поскольку каждая дисциплина видит одну и ту же реальность в своей плоскости, то это позволяет добиться желаемого «равноправного синтеза». На языке синергетики можно сказать, что понятия и конструкции данной дисциплины возникают как некие устойчивые структуры (аттракторы) в «хаосе» разнообразной информации о реальных объектах и процессах. При этом информатика играет роль инструментария, который позволяет упорядочить этот хаос. Этот инструментарий опирается на понятия: «модель», «язык», «формы представления информации» и др. С другой стороны, современный курс информатики в значительной мере опирается на такие понятия как «дискретность», «вычислимость» и др. Изучение информационных объектов и процессов, например, только со стороны этих понятий формирует искаженное представление о реальности в целом, что часто имеет место в практике преподавания информатики. Однако, эти понятия имеют своих «двойников», которые относятся уже к образовательной области математики: «непрерывность», «случайность» и др. Построение единой информационно-математической подготовки, основанной на диалектике понятий: «дискретность» – «непрерывность»; «вычислимость – не вычислимость – случайность» и др., позволяет существенным образом изменить преподавание информатики. Например, изучение алгоритмов, программирования, информационных технологий часто приводит к формированию «компьютероморфного» мышления, при котором, в частности, считается, что все можно «запрограммировать». В курсе же математики строго доказывается, что абсолютное большинство задач не алгоритмизируемо и требует для своего решения совершенно иных подходов. Приведенные рассуждения показывают, что между учебными дисциплинами информатики и математики выявляются особые межпредметные связи, которые будем называть дополняющими. Дополняющие межпредметные связи можно положить в основу разработки методической системы совместного обучения информатике и математике, имеющего принципиальное значение для непрофильных вузов. Поскольку изучение информатики и математики в таких вузах подчинено, прежде всего, общеобразовательным и, отчасти, прикладным целям, то важно сформировать не столько операциональные навыки, сколько правильно расставить акценты в понимании сущности изучаемого объекта. |