|
Архив публикацийТезисыXIV-ая конференцияСтруктура деятельности как основа типологии затруднений студентов-гуманитариев при изучении математики в университетахРоссия, 414056, Астрахань, ул. Татищева 20а 2 стр.Проблема преподавания математических дисциплин очень актуальна для гуманитарных направлений высшего образования, и состоит она в том, что студенты-гуманитарии не видят необходимости в изучении математики. Кроме того, большинство студентов гуманитарного профиля отличается низкой школьной математической подготовкой, и уже на первых порах изучения математики в университете у них возникают различного рода затруднения. При разработке типологии затруднений студентов-гуманитариев мы опирались на следующую структуру деятельности: 1. Мотивационный блок, включающий в себя такие конкретные психологические явления, как потребности, мотивы, установки, ценности личности. 2. Ориентационный блок, включающий в себя механизм целеполагания и умение планировать деятельность. 3. Операционный блок, включающий в себя, во-первых, задатки, способности, во-вторых, умения, навыки, т. е. наличие операционной базы, при помощи которой действие непосредственно осуществляется. 4. Энергетический блок складывается из взаимодействия таких психологических источников энергии, как внимание, воля, эмоции. 5. Оценочный блок включает в себя доступные психике механизмы эмоциональной и мыслительной оценки результатов действий, позволяющие субъекту испытывать удовлетворенность или неудовлетворенность от результатов, т. е. контроль действий (1). Очевидно, что если студент обладает всеми описанными блоками учебной деятельности, то у него не будет возникать затруднений при изучении математики, если же хотя бы один из указанных блоков у него отсутствует, то он уже будет испытывать трудности в процессе изучения данной дисциплины. Разработанная нами типология состоит из четырех типов затруднений, которые в процессе обучения необходимо диагностировать и своевременно устранять для получения желаемого эффекта от обучения. |