|
Архив публикацийТезисыXIV-ая конференцияПропедевтика геометрии в дистанционной школе для детей с ограниченными возможностямиГОУ ЦО «Технологии обучения», Россия, 121151, Москва, Резервный пр. 10, телефон (495) 232-30-07, nikolaeva@do.tochka.ru 1 стр.Дистанционная школа для детей сограниченными возможностями, доклад о которой слушался на прошлой конференции [1], существует в Москве с 2003 года. За это время нашими преподавателями были созданы дистанционные обучающие курсы по школьным предметам, как базовые, так и дополнительные. Многие учащиеся испытывают трудности при изучении геометрии, обусловленные имеющимися у них заболеваниями: нарушения опорно-двигательной системы, последствия перенесённых черепно-мозговых травм. Мы предоставили нашим ученикам возможность заниматься геометрией с 5-го класса на дополнительном курсе «Введение в геометрию». В основу курса положены идеи математика и педагога И. Ф. Шарыгина. Знакомство с миром геометрических понятий начинается с объёмных тел, прообразы которых окружают ребёнка с рождения. Отталкиваясь от предметов реального мира, учащиеся постепенно осваивают геометрические абстракции: граница тела – поверхность, пересечение поверхностей – линия, пересечение линий – точка. В курсе «Введение в геометрию» ученик, изучая элементарные геометрические фигуры осваивает компьютерную программу «Живая Математика». Она представляет собой виртуальный геометрический конструктор: в ней можно выполнять построения «циркулем и линейкой», совершать геометрические преобразования, измерять геометрические величины, проводить вычисления. Работая с программой, школьник самостоятельно «открывает» свойства изучаемых фигур. Например, построив треугольник в «Живой Математике», учащийся измеряет его углы и, сложив результаты измерений, формулирует предположение о сумме углов треугольника. На этом этапе изучения геометрии (в 5-х и 6-х классах) строгие доказательства геометрических фактов не приводятся, они подменяются результатами экспериментов. Надо сказать, что учащиеся проводят не только виртуальные исследования в компьютерной среде, но и выполняют практические задания, используя бумагу, клей, ножницы, пластилин. В занятии о поверхностях, ученик предлагается поэкспериментирует с лентой Мёбиуса; в другом занятии, разрезая пластилиновый кубик, изучает возможные сечения. В условиях дистанционной школы, при отсутствии непосредственного «живого» контакта с учащимся, особенно важна наглядность. По этой причине курс насыщен анимациями, видеороликами, интерактивными демонстрациями.
Литература 1. Посицельская Л.Н., Николаева К.Н. Математика в дистанционной школе для детей с ограниченными возможностями // Математика. Компьютер. Образование. Тезисы. Выпуск 13. – Москва-Ижевск, 2006 г. 89 cтр. |