|
Архив публикацийТезисыXIV-ая конференцияАссоциативная технология образования400003 Волгоград ул. Миргородская д. 21 1 стр.Роль учителя в современном образовании за последние годы очень изменилась — об этом пишут и говорят постоянно. Идет поиск новых форм, методов или модернизация уже старых, но не утративших своего значения и роли методов. Получение знания должно стать потребностью, и задача учителя — научить школьников самостоятельно добывать знания, уметь отбирать нужную информацию. Реализация образовательной программы оказалась более успешной при использовании нами метода ассоциативных связей (АС). Этим методом мы пользуемся, начиная с 1992 г. Метод ведет к основательному изучению и анализу, это путь ухода от поверхностного взгляда или прочтения того или иного произведения. Вырабатывается целый ряд умений, которые при обычном проведении уроков остаются как бы в тени. Это умение правильно проводить отбор информации и ее поиск по определенным параметрам. Школьники учатся выбирать ответ, по которому не всегда есть критерий «правильности», а самостоятельный выбор — это и определенная мера ответственности (выбор героя-примера, который определяет жизненную позицию, а иногда и помогает найти свое место в жизни). Пути установления АС — связи с другими понятиями и образами, в том числе — из других литературных произведений. Метод АС расширяет получение новой информации, ведет к особому типу общения по ассоциативному принципу. Формируется умение извлекать информацию из самых разных источников по одному или нескольким ключевым признакам. Например, при анализе романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» звучит вопрос: какие другие произведения писателей, поэтов, художников Вы знаете, где используются мистически-мифологические приемы для изображения реальной действительности? В ответах учащихся мы насчитали от 17 до 25 ассоциаций (среди 40 испытуемых ежегодно). Такое извлечение знаний ведет к особому типу общения, которое Т.А. Гаврилова называет духовно-информационным [1]. Появляется возможность заявить о собственном «я», высказывать свои мысли, показать себя, исходить из своего личностного опыта. По форме — это творческая работа на уроке, поиск нужного ответа, предложения, фразы. В целом — это ассоциативная технология образования. На основе метода АС мы строим логические схемы при изучении того или иного произведения, осуществляя тем самым опытно-экспериментальную проверку качества знаний учащихся. Это — активная форма организации занятий, и ее освоение означает переход к современным образовательным технологиям. Мы разработали ассоциативную технологию, которую можно применять в работе над сложными литературными произведениями, и в то же время — получать эмоционально-нравственный эффект за счет обогащения фактуры произведения ассоциативными связями. Мы пришли к выводу о том, что формирование у учащихся ассоциативно-образного мышления на основе применения нашей технологии — это эффективный стиль обучения.
Литература 1. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер, 2000. 384 с. |