|
Архив публикацийТезисыXIV-ая конференцияВозрастание роли принципа междисциплинарности в современном образованииРоссия, Москва, 117321, Профсоюзная улица, 142, корпус 2, 74 1 стр.
Можно выделить несколько причин возрастания роли принципа междисциплинарности в современном образовании. Остановимся на главной из них, заключающейся в объективном процессе сближения двух культур – естественнонаучного и гуманитарного мышления. Важно понимать, что в самой структуре научного знания совершенно неустранимы неформализуемые, внелогические элементы, основанные на интуиции, свойственной гуманитарным наукам. Действительно, в математике 19-20 веков были приложены героические усилия с целью очистить научную систему от излишних интуитивных элементов. Однако, К. Геделем в 1934 году доказана строгая теорема, которую можно грубо сформулировать так: какой бы набор необходимых аксиом, определений, правил ни был вначале задан, всегда в процессе развития рассуждений, в процессе развития математики мы встретимся с высказыванием, в отношении которого (если ограничиться сформулированной ранее аксиоматической основой) нельзя будет утверждать ни что оно ложно, ни что оно истинно. Чтобы двинуться дальше, придется высказать то или иное новое аксиоматическое утверждение, не вытекающее ниоткуда, т.е. включить новый внелогический элемент. Более того, такое интуитивное суждение необходимо науке не только для решения мировоззренческих, принципиальных проблем. Любой экспериментатор в любой лаборатории постоянно нуждается в таком интуитивном суждении в силу ограниченности опыта. Экспериментатор на основе ограниченного опыта выносит интуитивное синтетическое суждение о доказательности, убедительности проверяемой им теории. Итак: «Истина есть интуиция. Истина есть дискурсия. Или проще: истина есть интуиция – дискурсия»[1, с.42-43]. Сегодня тенденция сближения двух культур обнаруживается в новом ракурсе: стремительно возрастает доля формализуемой части мыслительной деятельности человека, которая может быть передана ЭВМ. «В результате все отчетливее выступают внелогические, подлинно творческие и целиком «человеческие» компоненты науки, которые ранее, были в значительной степени заслонены огромным вкладом необходимой логической деятельности» [2, с.254]. Такое развитие культуры познания предъявляет новые требования к педагогике. Внедрение принципа междисциплинарности становится объективной необходимостью как высшей, так и средней школы. Большим интегративным познавательным потенциалом обладают комплексные научные проекты, выполняемые на стыке различных наук. Так, в школе-гимназии №56 г. Ижевска учащиеся 5-11 классов в 2007 году будут работать над междисциплинарным проектом «Гипотезы происхождения жизни на Земле: за и против», для выполнения которого необходимы знания астрономии, физики, химии, биологии, литературы (мифологии).
Литература 1. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины» М., 1914. 2. Фейнберг Е. Л. Интуиция и логика в искусстве и науке. – фрязино: «Век 2», 2004 – 288с.
|