|
Архив публикацийТезисыXXII-ая конференцияАнализ динамики показателей подготовки научных и инженерно-технических кадровЦЭМИ РАН, 117418 Москва, Нахимовский проспект, 47, т. 8(495)779-13-25 1 стр. (принято к публикации)В России уровень подготовки в области естественных и точных наук был достаточно высоким, причем на всех ступенях образовательной системы. Существовавшая система финансирования, оплаты труда, поддерживаемая в обществе система ценностей побуждали большую часть молодежи получать естественнонаучные и инженерные специальности. Даже в начале 90-х гг. доля будущих инженеров в общей численности поступивших в вузы превышала в России 50%, в то время как, например, в США доля поступивших в учебные заведения естественнонаучного и инженерного профиля относительно общего числа поступивших в высшие учебные заведения составляла 17%, во Франции - 19%, в Японии - 22%, в Германии - 39% [1]. В работе был проведен анализ динамики показателей подготовки инженерно-технических кадров в России по уровням подготовки в период 1990-2011 гг. Доля выпускников по инженерно-техническим специальностям со средним специальным образованием (СПО) снизилась за этот период на 22%. В высшем профессиональном образовании (ВПО) рост численности выпуска специалистов с инженерно-технической подготовкой из государственных вузов составил 38% за рассматриваемый период. Однако общий выпуск специалистов из вузов вырос на 188%, т.е. эластичность выпуска специалистов ИТР относительно всех специальностей составил всего 0,2. Соответственно, доля выпуска по инженерно-техническим специальностям уменьшилась на 23 п.п. в общей численности выпускников. Сложившиеся тенденции в системе профессионального образования свидетельствуют о несоответствии ориентации учащихся (студентов) потребностям большинства отраслей экономики в квалифицированных работниках. Анализ динамики выпуска из аспирантуры показал, что за период 2000-2011 гг. доля выпуска аспирантов по инженерно-техническим специальностям снизилась в общем выпуске из аспирантуры на 5,7 п.п., что также подтверждает общую тенденцию снижения спроса на инженерно-технические специальности среди молодежи. Таким образом, сложившиеся тенденции в системе профессионального образования свидетельствуют о несоответствии ориентации учащихся (студентов) потребностям большинства отраслей экономики в квалифицированных работниках. |