English

Архив публикаций

Тезисы

XXV-ая конференция

Латынь: язык науки или подконтрольной бюрократии?

Пустогаров А.А.

Журнал «Последняя среда»; ООО «ШинХимТех», РФ, 115404, Москва, 6-я Радиальная, 5-3-65, stogarov@rambler.ru

1  стр. (принято к публикации)

В эпоху Реформации латынь в западноевропейских странах являлась языком правящего класса. Обучение латыни, предоставлявшее возможность входить в правящий класс, осуществлялось церковной системой образования, тесно связанной со светской администрацией. В 1569 году произошло объединения королевства Польши и Великого Княжества Литовского. Начался т.н. колонизационный рывок польской знати на украинские и белорусские земли. Одновременно утверждалась система использующего латынь иезуитского образования, привлекавшая местную знать к сотрудничеству с королевской властью. С его помощью в конце 16 – начале 17 в. на территории Великого Княжества Литовского было ликвидировано сопротивление колонизации со стороны местной знати. Символ этого сопротивления – Острожская академия - была закрыта и заменена иезуитским коллегиумом. Аналогичные процессы происходили и на территории России после прихода к власти династии Романовых. Они привели к закрепощению населения, а потом при Петре Первом и к фактическому порабощению. Пётр Первый основал Академию Наук и пригласил видных европейских учёных в Петербург, но они не использовали русский язык, в науке, только немецкий, французский и латынь.

Литература

1. Н. Яковенко, «Нарис історії середньовічної та ранньомодерної України», Критика, Київ, 2005, стр. 232, 245.

2. Н.И.Петров. "Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края", СПб. 1888, с. 120-121.

3. А.М. Панченко. « Симеон Полоцкий» в Словаре книжников и книжности древней Руси, вып.3 (XVII в.), С.-Петербург, 1998.

4. В.О. Ключевский. «Курс русской истории», Альфа-книга, 2017, лекции 62, 80.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533