English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIII-ая конференция

Интеллектуальный анализ данных в структуре подготовки информатика-экономиста

Меркулина И.А., Никитин А.П.

Всероссийская государственная налоговая академия, Москва, 4-ый Вешняковский проезд, 4; E-mail: merku_merku@mail.ru; apnikitin@nsc.gpi.ru

1  стр.

Развитие и становление новых экономических условий в нашей стране и интенсивный рост рынка информационных продуктов, технологий и услуг привели к необходимости подготовки специалистов, совмещающих знания как в экономике, так и в информационных технологиях. Одним из направлений подготовки кадров такого профиля является специальность «Прикладная информатика в экономике». Обучение по этой специальности включает несколько востребованных современным обществом специализаций, определяющих и преподаваемые спецкурсы, и тематику курсовых и выпускных квалификационных работ. Среди последних выделим разработку систем информационной поддержки принятия решений для менеджеров различного уровня. Создание таких «интеллектуальных» компьютерных систем призвано помочь пользователю в решении профессиональных (прикладных и исследовательских) задач, возникающих в ситуациях с неполной информацией. Базируются подобные системы на раз-нообразных интеллектуальных методах «добычи данных» (data mining) и «обнаружения знаний в базах данных» (knowledge discovery in databases), получающих в последние годы все большее распространение в экономических приложениях.

Как известно, современные технологии анализа основаны на концепции шаблонов (паттернов), отражающих структуру многоаспектных отношений в данных, в связи с чем введение в учебные курсы основных понятий и приемов структурных методов логического анализа является, по нашему мнению, актуальным с точки зрения методологии высшего профессионального образования и соответствует современному уровню развития информационных технологий. Также важным представляется использование студентами в дипломных работах сведений по современным методам извлечения и формализации экспертных знаний.

Одна из ключевых методических задач, которые ставятся и решаются в рамках преподавания специальных и общепрофессиональных дисциплин («Интеллектуальные информационные системы», «Предметно-ориентированные экономические информационные системы» и многих других) — развитие профессиональной интуиции студентов. Достигается это с помощью демонстрации и подробного рассмотрения эвристических правил и приемов решения практических проблем. Предполагается, что представления о возможностях использования современных информационных технологий должны сочетаться с базовыми приемами формализации и постановки задач анализа данных. Знание и понимание общности подходов к решению широкого класса практических задач позволит будущему специалисту быстрее сориентироваться и применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533