English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

О методике преподавания дисциплины "математическое моделирование" для студентов технических специальностей

Киняпина М.С., Шарыгина Н.К.

603005, Н.Новгород, ул.Нестерова, д.5, ВГАВТ, E-mail: math@aqua.sci, т.(8831)4197837

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед высшим образовани-ем, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», т.е. на личностно-ориентированный подход. Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагога организовать творче-скую деятельность студентов.

Уровень подготовки школьников упал, многие не умеют мыслить аналитически и логически, понимать суть физических и математических задач. И высшая школа выну-ждена это учитывать. Студентам необходимо открыть связи между различными мате-матическими понятиями и связи этих понятий с практикой. Математика должна высту-пать не как мертвая схема, а как язык моделирования процессов и явлений реального мира.

Поэтому в программу обучения студентов электромеханического факультета в соответствии с требованиями госстандарта введен спецкурс «математическое модели-рование сложных радиотехнических систем». Курс состоит из теоретической части (лекции) и практической части в виде семинарских занятий и лабораторных работ, вы-полняемых на компьютерах в пакете MATHCAD. Рассматриваются разнообразные ма-тематические модели механических, электрических, радиотехнических систем. MATH-CAD позволяет практически сразу начать работу над задачей, быстро выполнить поиск решения, и, следовательно, уделить больше времени анализу полученных результатов, зависимости поведения реальной системы от параметров.

Некоторые модели исследуются классическими методами, результаты проверяют-ся количественно с помощью численных расчетов. Проведение лабораторных работ по-зволяет проводить уровневую дифференциацию обучения, т.е. в зависимости от подго-товки студентов выполнять задания разной сложности.

В подобных спецкурсах преподаватель может и должен показать, что математика познается не посредством бездумного запоминания, а только путем сознательного по-нимания ее понятий, идей и прикладных возможностей. Математика систематизирует мышление, позволяет выявить закономерности в материалах исследования, которые на первый взгляд не всегда очевидны. Лишь часть материала по математике непосредст-венно потребуется будущим специалистам в их практической деятельности. Только единицы в своей профессиональной деятельности будут решать дифференциальные уравнения и т п. Но успех и профессиональный, и жизненный зависит от степени раз-вития их умственных возможностей, умения применять полученные знания, прекрас-ной гимнастикой для которых являются подобные спецкурсы.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533