|
Архив публикацийТезисыXVII-ая конференцияРазработка компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию устной речиnanik-dubna@list.ru 2 стр. (принято к публикации)Большая часть методов обучения детей речи базируется на специальных упражнениях, в которых используется разнообразный образный материал. Эти методы являются достаточно эффективными, потому что активируют мотивацию ребенка. Используя образную память, дети могут быстро и эффективно запомнить предъявляемые изображения, произношение и смысл слов. У них формируются четкие ассоциативные связи между словами, их звучанием и смыслом, что в свою очередь помогает ребенку постепенно осваивать речь в целом. Использование образного материала также имеет существенное значение в обучении речи людей с задержкой развития или с речевыми нарушениями. В предложенной преподавателем МГППУ Ивановой Н.Н. методике развития связной речи ребенок (или человек с нарушениями речи) развивает речевые навыки через развитие правильной речевой логики и способности классифицировать категориально упорядоченные образы различных объектов и их окружения. В исходном варианте методики используется большое количество бумажных карточек с картинками разных объектов (предметов). При этом работа по обучению ребенка правильной речи обычно является очень трудоемкой в силу необходимости иметь большое количество и разнообразие образного материала для того, чтобы удерживать внимание учащегося и обеспечивать необходимую скорость усвоения слов, понятий и их взаимоотношений. Это ведет к обилию изнуряющей бумажной работы, затрудняет процесс практической реализации обучения и может быть источником различных дополнительных проблем. В современных технических условиях вполне обоснованным является перевод такой бумажной технологии обучения на компьютер. В этой связи, цель данной работы состояла в создании интерактивной компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию устной речи. Разработанная авторами программа не только избавляет педагога от работы с бумагой, но и позволяет упорядочивать и расширять образный материал, обеспечивать его сохранность, а также дает возможность фиксировать результаты, проставлять оценки и в результате прослеживать динамику развития ребенка от занятия к занятию. Программа работает с мультимедийной библиотекой, содержащей сборник редактируемых картинок предметов, разбитых по рубрикам и по задачам стоящим на данном этапе в обучении. Учащемуся последовательно предъявляются карточки, на которых изображены легко узнаваемые предметы в различных контекстах. Каждая карточка посвящена одному предмету, который представлен в двух типах категориальных связей: в контексте своего окружения и в качестве контекста для составляющих его частей или свойств. Работа по развитию устной речи строится далее преподавателем с опорой на данный категориально-структурированный образный материал на основе развития умения анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагироваться и обобщать разные контекстные отношения. Опыт практического использования программы показывает, что компьютерная реализация данной методики может повысить эффективность занятий по развитию речи детей, а также людей с речевыми отклонениями разного возраста. Таким образом, разработанная программа для категориального представления образного материала по развитию устной речи может стать для специалиста психолога или логопеда хорошим подспорьем в его профессиональной деятельности. |