English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Близнецы

Романова А.А., Ионова А.С.

МОУ «Тверской лицей», Россия, г. Тверь 170001, проспект Калинина 10, тел/факс: (422) 422268

1  стр. (принято к публикации)

Работа посвящена актуальным вопросам возрастной психологии и физиологии, ро-ли наследственности и воспитания в формировании личности, которые рассмотрены на основе изучения близнецов.

Близнецы — это удивительное явление, вызывающее постоянный интерес окру-жающих. Монозиготные близнецы, представляют собой единственную в своем роде модель генетического тождества разных индивидов.

Актуальность работы заключается в том, что близнецы - это важный и интерес-ный аспект для исследования, но люди, занимающиеся их изучением, наталкиваются на трудности связанные с их малочисленностью.

Целью работы было обобщение данных по индивидуальному развитию монози-готных близнецов, собранных из литературы, и проведение собственных исследований в области психологических и физиологических изменений, происходящих в постэмбрио-нальный период.

В качестве гипотезы была выдвинута идея, что психологические и физиологиче-ские изменения (различия), происходящие у близнецов с течением возраста приводят к незначительным антропометрическим и физиологическим различиям. Как правило, они более значимы и существенны, если в паре наблюдаются психологические отличия (например, близнец-лидер и близнец-ведомый).

В результате психологических и физиологических исследований проведенных на 10 парах монозиготных близнецов, было выявлено следующее:

1. Антропометрические показатели близнецовых пар не отличаются от таковых у одиночных детей их возраста. Различия в парах нарастают с возрастом, но находятся в пределах статистической погрешности.

2. Показатели скорости ответной реакции в близнецовых парах незначительно от-личаются от среднестатистических для данного возраста в сторону увеличения. Нет существенных различий и в самих близнецовых парах. Причем различия по скорости ответной реакции проявляются только в тех парах, где есть психологические различия (холерик – сангвиник).

3. По данным психологических исследований, самые большие совпадения внутри близнецовых пар мы наблюдаем по такому психологическому аспекту, как «интровер-сия-экстраверсия», а самые большие различия по параметру «склонности». На наш взгляд, это можно объяснить тем, что первый параметр в гораздо большей степени обу-словлен биологической идентичностью близнецов, а второй параметр – средовым воз-действием на них, то есть влиянием социальных факторов.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533