|
Архив публикацийТезисыXX-ая конференцияНаучно-исследовательская работа школьников и математические олимпиады4280215, г.Чебоксары, ул. Эльгера ,д.16, кв.205. 1 стр. (принято к публикации)Проблематика привлечения школьников к активной исследовательской работе в рамках их математической образованности и интеллектуальных возможностей была и будет всегда актуальной. О научно-исследовательской работе школьников в её «взрослом понимании» приходится говорить редко, так как большинство докладов по математике на многочисленных конференциях юных исследователей является реферативным изложением известных исторических обстоятельств, касающихся математических фактов и самих математиков прошлого и настоящего, а также повторением сведений из научно – популярной литературы. Несомненно, что это – важная составляющая будущей научной деятельности профессионала-математика. Такие доклады расширяют математическую эрудицию школьников. В подборе материала для докладов помогают школьникам различные работы и обзоры тем, подобранных преподавателями и аспирантами вузов, которые работают с теми или иными категориями школьников, и содержание этих обзоров опирается на конкретный опыт сотрудничества вузовских преподавателей и школьных учителей. Авторы доклада также участвовали в написании подобных работ. Понятно, что написание рефератов является первой частью процесса вовлечения школьников в «дебри» математической науки. Но далеко пробраться в эти «дебри» школьнику не удаётся в силу большой абстрактности математики. И в этом ещё одна из причин повторяемости тематики докладов на математических конференциях юных исследователей. Но главная цель исследовательской работы по математике, на наш взгляд, состоит в развитии привычки школьника обосновывать свои рассуждения, овладевать математическими методами решения задач и доказательства теорем. Фактически безграничные возможности для этого предоставляют задачи математических олимпиад, начиная с задач для младших классов и плавно переходя к задачам Российских и Международных олимпиад. Основным методом здесь является параметризация задач и сочинение собственных задач на заданную тему. В докладе приводятся примеры олимпиадных задач, порождающих темы исследовательских работ для школьников.
Литература 1. Мерлина Н.И., Шоркина Л.В. Темы исследовательских работ по математике для учащихся 5-11 классов: Учеб.-метод. пособие. – Чуваш.ун-т., Чебоксары, 2006. 80с. 2. Шоркина Л.В.., Мерлин А.В., Мерлина Н.И.Конструирование математических задач: учеб.метод.комплекс. – Чуваш.ун-т., Чебоксары, 2007. 48с. |