English
!

Доклады

Построение матрицы корреспонденций мегаполиса по гравитационному методу

Майоров Е.Р., Лудан И.Р., Сапрыкин О.Н.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», Институт авиационной техники, каф. Организации и управления перевозками на транспорте,

Несогласованное движение различных видов транспорта и несовершенство транспортной системы в целом создают необходимость в применении автоматизированных систем в этой области [1], неотъемлемой частью которых являются системы моделирования транспортных потоков (например, SUMO, MATsim, VISUM, T7F/TSIS, TRANSYT). В основе каждой из систем моделирования лежит матрица корреспонденций, которая содержит в себе информацию о перемещениях населения по городу за определенный промежуток времени [2].

Для создания матрицы корреспонденции необходимо разделить город на транспортные районы, а также получить данные о количестве жителей, живущих в них. В рамках проекта город Самара был разделен на девять транспортных районов по административно-территориальному признаку. Матрица корреспонденций была построена по гравитационному методу. Транспортная гравитационная модель (1) связывает интенсивность потока Tij между полным числом отправления из i-ого района Qi и прибытий в j-ый район Dj и затратами на передвижение между зонами i и j cij

Tij=(Qi*Dj)/(cij^2 ),i=1,…,N,j=1,…,M, (1)

где N – количество районов отправления, M – количество районов прибытия. Расстояние между районами рассчитывается как расстояние между центрами масс районов.

В итоге была составлена матрица корреспонденций передвижения населения по городу с возможностью использования её в моделировании транспортных процессов города. Дальнейшими задачами являются: уменьшение размеров транспортных районов, уточнение гравитационной модели путём учета дополнительных данных.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533