English
!

Доклады

Обучение школьников конструированию междисциплинарной образовательной среды в творческой лаборатории словесности

Смирнова Л.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5»,Россия, 141092, Московская область, г. Королёв, ул. А.И. Соколова, д.3, 8(495)5152580, E-mail: liliya101162@rambler.ru

Озабоченность снижением речевой и читательской культуры подростков подвигла учёных и учителей к созданию творческой лаборатории словесности, которая действует в МБОУ «Гимназия № 5» г. Королёва десять лет с 2007 года.

Задачи: 1) воспитание талантливого читателя; 2) развитие исследовательского мышления учащихся; 3) формирование у школьников готовности к саморазвитию и самообразованию.

В основу деятельности лаборатории положен синергетический подход, параметрами порядка которого являются: кооперация, междисциплинарность, диалогичность, опережающее образование и другие.

В работе лаборатории выделены 3 ключевые направления: воспитание талантливого читателя; развитие исследовательского мышления учащихся; формирование у школьников готовности к саморазвитию и самообразованию

В сотворчестве учёных, учителей и детей в лаборатории создано 12 исследовательских проектов: «Симфония Исаака Левитана», «Что наш язык земной пред дивною природой…», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил», «Чистый интернет» и другие. Опора на теорию самоорганизации позволяет школьникам выявлять междисциплинарные связи словесности с предметами естественнонаучного цикла, выступать с докладами на научных форумах.

Гимназисты 6-7 классов участвовали в апробации экспериментальной программы «Иван Грозный – первый русский царь», привлекались для съёмок научного фильма «Поле Полтавской битвы» в музее «Московский Кремль».

В год 55-тилетия со дня первого полёта в космос команда лаборатории посетила в Музее космонавтики выставку д.ф.н. А. Г. Гачевой «Колыбель человечества: философия космизма».

Многие участники лаборатории имеют публикации в материалах международных конференций. Частный пример творческого саморазвития - проект девятиклассницы «Герой нашего времени», представленный на Конкурсе имени В.И. Вернадского, удостоенный Диплома I степени и Губернаторской премии.

Самые значимые результаты: 1) проведены 14 школьных конференций; 2) состоялись 8 выездных заседаний лаборатории; 3) накоплен опыт Летних и Зимних сессий для подготовки к научным форумам; 4) создано 12 исследовательских проектов; 5) опубликовано пособие №1 – протоколы заседаний лаборатории, ученические и учительские статьи по междисциплинарным исследованиям в словесности.

Вывод 1: в рамках лаборатории создана развивающая среда «Лукоморье»; проведены 15 авторских уроков-«вертушек», повышающих у школьников читательскую компетентность.

Вывод 2: у обучающихся сформированы навыки проектной деятельности и рефлексии, воспитано чувство патриотизма и ответственное поведение в сети интернет.

Вывод 3: работа в лаборатории способствует раскрытию талантов учащихся, мотивирует их на саморазвитие и самообразование. Новизна проекта: применение синергетического подхода соответствует требованиям ФГОС.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533