English
!

Доклады

Отношение астраханского студенчества к предпринимательству

Винокурова Н.А., Никитин С.А.

Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, 47. Тел. +7 (495) 421 54 30. E-mail: vinokurova@yandex.ru, nikitinnn@yandex.run.

В основу работы положены результаты анкетного обследования студентов 6 астраханских вузов. Всего респондентов – 218 человек. В работе рассмотрены следующие вопросы: 1. Желание студентов стать предпринимателями. 2. Представления молодежи о работе предпринимателя. 3. Предпочитаемые сферы предпринимательской деятельности.

Половина опрошенных студентов не хотела бы после окончания вуза становиться наемными работниками. Из них 44% выразили желание основать свое дело, остальные 6% – стать фрилансерами. У студентов сильна тяга к свободе и независимости. 17,7% респондентов назвали возможность «работать на себя, а не на дядю» наиболее важным аспектом наличия собственного бизнеса. Однако студенты совсем не уверены, что смогут осуществить свое желание заняться предпринимательством сразу после окончания вуза. Почти половина респондентов (45,7%) считает, что такая вероятность для них лично низкая, и только 13,9% – что высокая. Желание основать свое дело студенты надеются реализовать в будущем. Так, уже 36,6% респондентов полагает, что через 10 лет вероятность для них стать предпринимателем будет высокой, и ещё 47% – что средней.

Интересно понять, как студенты представляют себе работу предпринимателя. Подавляющее большинство (почти 75%) уверено, что предпринимательская деятельность заслуживает глубокого уважения. Следовательно, у молодежи отсутствует скептическое отношение к предпринимателям как к жуликам, которое ещё встречается в обществе. Самыми важными качествами для предпринимателя студенты считают уверенность в своих силах, умение адаптироваться к ситуации (гибкость) и готовность рисковать. Низкую оценку получили такие качества, как понимание значимости своего проекта для общества и креативность. Успеху предпринимательской деятельности, на взгляд студентов, способствует стратегическое мышление.

Если говорить о том, по каким критериям предпринимателю следует выбирать сферу деятельности, то основными критериями студентами названы: наличие идей в выбранной сфере, наличие спроса на продукты (услуги), возможность получать стабильный доход, наличие опыта. Удивляет полное непонимание важности наличия стартового капитала. Этот фактор оказался на последнем месте. Начинать свой бизнес молодые люди предпочли бы с родителями или родственниками. Зарубежные партнеры оцениваются выше, чем отечественные. Студенты в основном ориентированы на предпринимательство в сфере торговли и развлечений. Нефтяная отрасль тоже вызывает интерес. Ни наука, ни промышленность молодежь Астрахани не привлекают

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533