English
!

Доклады

Организация взаимодействия детей разного возраста для развития мотивации к исследованию природы в условиях образовательного комплекса

Головнева Г.В., Петрова Ю.В.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа№ 37»,Россия, 119192, г. Москва, ул. Столетова, д.3, Тел.: (499) 739-35-21, Факс:(499)739-35-28, e-mail: 37@edu.mos.ru

Основными целями совместной деятельности нашей школы и МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках прямого договора о сотрудничестве являются развитие устойчивых познавательных интересов, научных мотиваций у детей до 10-12 лет, в том числе и на основе организации разновозрастного взаимодействия. Естественная потребность к изучению природных объектов и явлений у детей, позитивный опыт эмоционально-ценностного отношения к природному окружению приводит к включению ребят разного возраста в работу по исследованию, экспериментированию. А еще не менее важным является мотивационная составляющая, заключающаяся в наличии у разновозрастных детей ярко выраженной установки на получение чего-то нового, неожиданного в ситуации, не запланированной взрослым, когда ребята сами строят свою деятельность (ставят цели, выбирают необходимые средства и способы ее осуществления).

Выбирая пути совместной работы, шестиклассники задумались над тем, как привлечь дошколят к исследованию природы через игру, как обратить внимание малышей на мир, окружающий нас? Подумав, решили: «А почему бы не вспомнить про старые, добрые настольные игры?» Ведь в нынешнем многоцветном изобилии развивающих пособий, конструкторов, компьютерных игр они как-то затерялись, отошли в тень, остались в стороне от торной дороги современных тенденций раннего развития. А зря! Настольные игры- «ходилки» заслуживают самого почтительного отношения, потому что развивают и социальные навыки, и мелкую моторику, и координацию движений, и концентрацию внимания, помогают освоить навыки порядкового и количественного счета, активизируют читательский интерес, в результате чего малыш из пассивного потребителя информации превращается в ее активного пользователя. Во многих настольных играх требуется не просто пройти заданный маршрут, но и воссоздать сказку, придумать свой вариант развития событий. Все это будит детскую фантазию, способствует интенсивному развитию речи, является двигателем познания и исследования. Но самое интересное и полезное в этом виде деятельности для школьников – смастерить «бродилку» самим. За основу создания такой игры школьники взяли «Экологическую азбуку» и «Сказки бабушки кислицы» Т.В.Потаповой. В ход пошли картон, краски, карандаши, и скоро будут готовы настольные игры «Витамины», «Вода», «Город». Вот с ними и пойдут шестиклассники к младшим друзьям в детский сад. В процессе игры дошкольники узнают о правилах поведения на дороге, пользе витаминов, роли воды в жизни человека.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533