English
!

Доклады

Когнитивное управление интеллектуальными бизнес системами

Гернет Н.Д., Лисицкий В.Л.

Украинская Ассоциация «Женщины в науке и образовании», Украина, 61093, г.Харьков, пер.Кульбицкий, 7, кв.2, тел. +38-068-964-79-23, +38-057-724-10-33, E-mail: nadezhdadg@yandex.ru ; naukaint2016@gmail.com

На современном этапе развития мировой системы происходит интенсивное формирование экономики знаний, которое характеризуется: созданием глобальных сетевых технологий, интеллектуальных систем поддержки принятия решений, когнитивных бизнес систем, появлением электронного бизнеса, управления знаниями, когнитивного управления бизнесом и т.п. Экономика знаний потребовала не только управления материальными активами, ресурсами, себестоимостью, но также и управления нематериальными активами (интеллектуальным капиталом). Как правило, производственные бизнес системы в значительной степени зависят от своего технического оборудования (производственный капитал), а интеллектуальные бизнес системы полностью зависят от умственных способностей персонала, вооружённого современными информационными технологиями (интеллектуальный потенциал). При этом интеллектуальная бизнес система производит интеллектуальную продукцию, которая должна удовлетворять требованиям эффективности, предсказуемости, надёжности, безопасности. Так как процессы производства и потребления интеллектуальной продукции зависят только от человека, то применение методов управления производственными бизнес системами к управлению интеллектуальными бизнес системами невозможно. В связи с этим для интеллектуальных бизнес систем актуальным является применение когнитивного управления, основанного на знаниях.

В докладе предлагается в качестве основы когнитивного управления интеллектуальными бизнес системами использовать технологию ситуационного управления, предполагающую обнаружение, распознавание, разрешение возникающей проблемной ситуации (ПС). Распознавание ПС предполагает наличие базы прецедентов. В силу влияния «человеческого фактора» в интеллектуальных бизнес системах ПС не смогут повторяться в точности. Поэтому базу прецедентов целесообразно заменить базой знаний о среде, в которой зародилась и возникла ПС, ─ проблемной среде. База знаний проблемных сред должна содержать: все известные прецеденты контролируемых ПС; все старые и новые сведения о подобных прецедентах и опыте разрешения ПС; информацию о результатах проведенных и проводимых исследований прецедента; информацию о последствиях разрешения ПС.

В докладе рассматривается содержание основных этапов когнитивного управления интеллектуальными бизнес системами, особенности ведения базы знаний проблемных сред, влияния проблемной среды на достоверность формируемых управленческих решений, на преодоление возникающих проблемных ситуаций.

В заключение доклада обсуждаются проблемы практической реализации когнитивного управления.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533