English
!

Доклады

Архетипы Периодического Закона

Вейзе Д.Л.

ЦНИИСиЧЛХ | "Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии"

Работа является иллюстративным продолжением идеи Вольфганга Паули об архетипах в современной науке, о символах, которые выполняют двойную функцию: донаучную (религия, мифология, орнаменты и т.п.) и научную, в современном понимании этих слов. Паули в своих рассуждениях опирается на труды Платона, Иоганна Кеплера, Карла Густава Юнга.

Наш иллюстративный материал основан на теории фигурных чисел, активно развивавшейся в пифагорейский период развития математики. Подчеркнуто глубокое родство древнегреческого понятия гномон с математическим описанием электронных и ядерных оболочек атома. Показан изоморфизм между символическим представлением Периодического Закона и некоторыми древними и современными народными орнаментами.

Наш взгляд на символическое изображение Периодического закона элементов предлагает новый подход к обучению химии и физике. Обучение делится на два этапа. На первом этапе, который, по мнению Юнга, можно назвать подсознательным, ребенок на чувственном уровне знакомится с геометрическими архетипами периодического закона. Развивающие игры с кубиками, шариками, пирамидами, мозаиками, раскрасками, конструкторами, вышивкой бисером, киригами, моделирование и так далее в развлекательной и безопасной форме не только укрепляют интеллект, но и подготавливают ребенка ко второму — сознательному этапу получения академических знаний. Таким образом, возрастной порог для начала изучения химии и квантовой физики снижается с 14 до 1,5 - 3 лет.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533