English
!

Доклады

Проект «Шар» как пропедевтика школьного курса физики

Лучинин П.Л., Юдин А.В.

Объединенный Институт Ядерных Исследований, 89035002703

Физика является фундаментом современного естественнонаучного образования. Однако сухость традиционного школьного формата обрекает участников процесса на непринятие или непонимания концептуальных вещей. Основной метод науки – эксперимент в большинстве случаев остается «за кадром». Решить эти проблемы позволяет подход, основанный на проектном обучении исследовательской деятельности [1]. В предлагаемой работе описан опыт обучения физики с использованием проекта «Шар»[2], который многократно апробировался в различных формах образования.

Перед учащимися формулируется проблема: необходимо сконструировать и собрать воздушный шар, который сможет поднять заданный груз на заданную высоту. Учащиеся, работая в мини-группах, проектируют разнообразные лабораторные работы. Школьники приходят к пониманию понятий «масса», «объем» и «плотность»; знакомятся с понятиями «сила», «давление», «работа», «энергия», «температура», «сила тяжести». Открывают закон Архимеда, работают с лабораторным оборудованием. Таким образом, предметное содержание проекта в значительной мере охватывает школьный курс физики 7-го класса и частично 8-го класса.

По своей продолжительности проект длится одно полугодие при аудиторной нагрузке в 2 часа в неделю. Основной формой занятий выступает проектная деятельность мини-групп, в качестве дополнительных форм используются семинарские занятия с практическими и расчетными заданиями.

Данный подход реализуется в 7м и 8м инженерно-технических классах ЧОУ СОШ «Полис-лицей». Особенностью является то, что предмет «физика» в указанных классах является частью блока предметов, среди которых «математика», «технология» и «информатика». Причем эти три дисциплины «обслуживают» физику. Математика подводит учащихся к большим и малым величинам, понятию степени, помогает разобраться как определить объем сложной геометрической фигуры, площадь её поверхности. Технология – выбрать материалы, которые лучше всего подойдут для создания летного образца. Информатика – смоделировать форму, оптимизировать размеры конструкции и сделать выкройки её основных элементов.

Литература.

1. Захарьева Н.Л., Хозиев В.Б., Ширков П.Д. Моделирование и образование // Математическое моделирование. – Т.11. – №5. – 1999. – с.101-116.

2. Беляев Д.В., Ширков П.Д. Воздушный шар. Учебное пособие для курса «Моделирование». / Под ред. В.Б. Хозиева.– М.: ООО Центр практической психологии «Февраль», 1996. – 102 с.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533