Русский
!

Presentations

Development of motivation for scientific research under conditions of the structural reform of common schools

Potapova T.V., Petrova Ju.V.

Belozersky Scientific Research Institute of Physico-chemical Biology, Moscow Lomonosov State University, Moscow 119991, Russia

Дети до 10-12 лет развиваются, подражая поведению авторитетных старших и осознавая эти образцы поведения благодаря речевому общению с наставниками. Во все времена у всех народов лучшими наставниками для малышей были старшие дети. Эту закономерность мы успешно использовали в конце прошлого и начале нынешнего века в серии проектов «Малыши и няньки». В рамках программы «Человек и Природа. Первые шаги» накоплен успешный опыт развития научных мотиваций у детей до 10-12 лет путем организации общения детей с учеными на Фестивалях науки, обучающих семейных праздниках и научно-практических конференциях с участием дошкольников и младших школьников. Весной 2019 г. мы приступили к внедрению опыта МГУ по договорам о сотрудничестве с несколькими школами. Структурная реформа образования, объединив школы и детские сады, создала базу для использования природного потенциала разновозрастного воспитания. Однако, обсуждение конкретных планов работы выяаило ряд проблем. (1) Здесь и сейчас даже в семьях дети мало общаются друг с другом, привязанные к узко адаптированным к своему возрасту электронным гаджетам. (2) Организация разновозрастного общения в процессе совместного труда на участке может встретить протесты родителей по поводу «использования труда детей». (3) У многих детей нет навыков взаимодействия друг с другом: они сторонятся сверстников, избегают коллективных действий. (4) Ради экономии финансов из штатов образовательных учреждений (ОУ) удалены специалисты по озеленению территорий и помещений и уходу за растениями. (5) Ряд трудностей связан с новыми санитарными правилами и нормами, ограничивающими контакты детей с живой природой (6) Традиционно ОУ имели хорошо озелененные территории, что способствовало, как ознакомлению детей с природой, так и укреплению их здоровья. Сейчас наблюдается опасная тенденция превращать участки ОУ в площадки с синтетическим покрытием, пластиковым оборудованием и единичными растениями. (7) Разновозрастное общение допустимо только в рамках внеурочной деятельности, которая в школах, на сегодняшний день, четко регламентирована. (8) Большая загруженность педагогов в ОУ не позволяет системно заниматься организацией разновозрастного взаимодействия, осуществляя лишь время от времени разовые акции, больше похожие на анимационные программы или квесты. Тем не менее, мы надеемся найти формы и методы реализации идеи наставничества в общении детей разного возрастного несмотря на перечисленные выше трудности.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533