Русский
!

Presentations

Обучение и воспитание в имитационных играх

Житков В.А., Корнейчук А.А., Царфин Л.В.

ЦЭМИ РАН +7 903 6186810 E-mail: alkor-post@yandex.ru, leo0109@mail.ru +7 916 8768715 E-mail: alkor-post@yandex.ru +7 916 2143067 E-mail: leo0109@mail.ru

В докладе рассматриваются проблемы обучения и воспитания на имитационных моделях. Вводится понятие индекса общественного партнерства.

В многолетней практике применения имитационных игр для целей экономического обучения [1] используются компьютерные имитационные модели экономических объектов. Суть обучения состоит в том, что обучающимся предлагается в динамике нескольких десятков шагов перевести объект управления (модель) из некоторого исходного состояния в желаемое (или требуемое преподавателем) лучшее при меняющихся внешних условиях. Для получения оценки по результатам отдельной игры используется процедура [2], основанная на выявлении так называемой функции полезности [3] игрока. Простым способом динамика функции полезности сворачивается к балльной оценке качества управления.

После многих сценарных игр можно видеть, что студенты без затруднений реализуют свои целевые устремления в управленческих решениях. Чтобы повлиять на мотивационную (этическую) основу процесса целеполагания в общественно полезном направлении предлагается к предыдущей оценке качества управления с точки зрения игрока добавить еще две.

Вторая отражает интересы наемных работников.

Следующая в учебном процессе оценка отражает интересы государства.

Далее каждая игра получает три приведенные выше оценки.

От обучающихся требуется получить достаточно высокие не только эти три оценки. Решающе важным для зачета становится показатель, отражающий уважительность в управленческих действиях обучающихся по отношению к интересам всех упомянутых сторон. Назовем его индексом общественного партнерства – ИОП. Вычисляется он достаточно просто [4].

Литература

1. Житков В.А., Корнейчук А.А., Царфин Л.В. Экспериментирование и обучение на моделях: опыт многих лет // Экономическая наука современной России, № 1, 2011.

2. Житков В.А., Исаева М.К., Царфин Л.В. Формализованный метод оценки менеджерского искусства // Экономика и математические методы, т. 40, № 2, 2004.

3. Гаврилец Ю.Н. Об использовании функций полезности в экономическом анализе // Экономика и математические методы, т. 24, № 5, 1988.

4. Житков В.А., Корнейчук А.А. Социализация управленческого поведения при обучении на моделях// Проблемы теории и практики управления, №1, 2019

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533