Русский
!

Presentations

Interdisciplinary education and the labor market

Ermolaeva E.O., Zelikin N.V.

Lomonosov Moscow State University, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, 8 916 759 2747, eoermolaeva@yandex.ru, n-zl@yandex.ru

В эпоху широкой цифровизации на мировом рынке труда исчезают миллионы рутинных рабочих мест, но еще больше появляется инновационно значимых. В 2020 г. треть выпускников всех ВУЗов России специализировалась в области инженерии и технологии, технических, математических и естественных наук [1], и при значительных изменениях на рынке труда и увеличении спроса на IT специалистов в последние годы эта величина почти не меняется. Новая реальность последних лет требует новых принципов взаимодействия в системе подготовки кадров школа - вуз - предприятие, решающей задачей как для науки, так и для производства становится междисциплинарная подготовка выпускников. МГУ традиционно проводит летние школы для учителей различных регионов России, в 2021 г. их было 18, почти все в онлайн-формате. Московский университет стал лучшим среди российских вузов по уровню трудоустройства выпускников по версии рейтинга QS. Состоявшийся в ноябре 2020 г. Международный форум «Университетское образование сегодня и завтра» определил новые траектории развития: эффективное партнерство университетского образования и науки, развитие междисциплинарных научно-образовательных школ. В МГУ создано 7 таких школ (https://nosh.msu.ru), с более чем 30-ю уникальными междисциплинарными магистерскими программами. Традиционная для МГУ программа межфакультетских курсов осенью 2021 г. предложила 184 on-line курса, в том числе 38 с пометкой “искусственный интеллект”, и студентам рекомендовано прослушать как минимум один из них в течение своего обучения. Кризис COVID-19 ускорил автоматизацию и цифровизацию мировой экономики, но оказал неравное воздействие на различные отрасли рынка труда, при этом женщины испытали на себе более сильное его воздействие. В областях, использующих новые технологии, видна явная гендерная сегрегация: доля женщин составляет 35% в сегментах разработки продукции и 26% в «data и искусственный интеллект», 15% в инженерии, 12% в облачных вычислениях [2]. Если в экономике РФ женщины среди специалистов высшего уровня квалификации составляли 63%, то в области науки и техники их 32%, а среди IT специалистов такого же уровня лишь 16% [3]. Необходима широкая система эффективной переподготовки женщин, уже имеющих базовую специализацию высокой квалификации для набора в специальности, находящиеся в авангарде развивающейся экономики. В интересах всех категорий работников и работодателей должны постоянно развиваться междисциплинарное образование в ВУЗах, специализация выпускников на рабочих местах, гибкое перепрофилирование и регулярное повышение квалификации.

Литература.

1. Образование в цифрах. Краткий стат. сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. 132 с.

2. http://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2021.pdf

3. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2020. 700 с.

Presentation

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533