|
Архив публикацийТезисыXXIV-ая конференцияОт эмпирики к теории, от теории к творениюТомский политехнический университет РФ, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30 1 стр. (принято к публикации)Онтогенетическое мышление это особое состояние познающего в науке и образовательном процессе индивида, характеризующееся умением и намерением восходить от эмпирических фактов-знаний к теоретическим обобщениям, генерировать на основе теоретических представлений новые знания и при этом позиционировать происходящее познавательное движение встроенным в целостную картину мира. В самом общем воззрении такое представление о том, как человек учится, как он делает открытия, не несёт, кажется, никакой новизны. Однако, это не совсем так. Действительно, вдумываясь в представленную схему мыследеятельности, мы можем находить в нашей обыденной практике сколько угодно примеров, иллюстрирующих её. Все эти примеры могут быть объяснены лишь как факты, происходящие, но и в коем случае не предполагаемые априори. Индивид же, владеющий приёмами онтогенетического мышления, ориентирован на преднамеренное, методически подготовленное прохождение циклового процесса «факт – теория – творение». Как соотносится представляемое онтогенетическое мышление с традиционной практикой постановки образовательных процессов? – К сожалению – никак, мы пока способны лишь рассуждать о возможности культивирования онтогенетического мышления в практике образования. Положение усугубляется тем, что две парадигмы, два подхода к культивированию познания в образовательном процессе изначально, в сущности своей – антиподы. Традиционное педагогическое намерение в образовательном процессе ориентировано на обучении подопечных в форме «передачи знаний», в то время как онтогенетическое намерение заключается в культивировании познавательного инстинкта по схеме восхождения от эмпирики к теории через обобщение опыта и нисхождения от теории к множеству частностей. Как соотносится концептуальность онтогенетического подхода с инновациями педагогического направления в поисковом пространстве современного творчества в области постановке образовательных процессов? Онтогенетический подход, стартующий от современных воззрений на познание от фундаментальных наук [1], оперирует базовыми понятиями живая система, образ мира, понятие, знание и др., ориентирован на подведение парадигмально-концептуального основания под все современные и исторически отмеченные новации гуманитарного характера, сопутствующие эволюционирующей культуре образовательного процесса. Литература 1. Карякин Ю.В., Тунда Е.А. Процесс образования в высшей школе: парадигмальность, концептуальность. Опыт педагогических исканий — Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2014. с. 150–160. |