English
!

Общероссийский семинар «Русский научный язык»

Семинар прошел в рамках XXV междисциплинарной конференции «Математика. Компьютер. Образование» в университете «Дубна» с 29 января по 3 февраля 2018 года при поддержке фонда «Русский Мир». В центре внимания Семинара – проблема сохранения и возрождения роли русского языка в развитии науки.

Серия ежегодных междисциплинарных конференций «Математика. Компьютер. Образование», проводимых по инициативе Межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании», ведёт свою историю из 90-х годов когда, казалось, наука в России канула в небытие. Конференция стала площадкой для консолидации усилий работников науки и высшей школы, сохранения традиций российской науки и образования, повышения квалификации научных и педагогических кадров в области математического моделирования и информационных технологий, привлечения молодежи в сферу науки и образования.

Междисциплинарный характер конференции позволил собрать на семинар «Русский научных язык» и гуманитариев, и учёных, занимающихся естественными науками. Среди участников Семинара «Русский научный язык» – как профессиональные филологи и лингвисты, так и представители самых разных научных специальностей – математики, физики, биологи из разных городов России. Казалось бы, вопрос «Нужен ли русский научный язык?» не должен стоять перед людьми, разговаривающими по-русски – но на семинаре были представлены диаметрально противоположные точки зрения, и состоялся диалог, в котором приняли участие как маститые ученые, так и студенты и аспиранты. Ученые поделились собственным опытом научных исследований, преподавания, написания статей.

Основная цель семинара – донести до российского научно-образовательного сообщества, представителей властей и бизнеса, русской диаспоры, что русский научный язык является важнейшей частью русской культуры. Потеря этого сегмента русского языка грозит полным уничтожением российской науки как сектора национального производства. Сохранение и развитие русского научного языка необходимо для возрождения российской науки. Научная информация должна быть доступна всем жителям России, а не только владеющим английским языком. Зарубежный русский мир должен иметь возможность знакомиться с нашими научными достижениями на русском языке.

Сейчас большинство ценных результатов, полученных российскими учеными, печатаются в международных изданиях на английском языке. Уровень научных журналов, издающихся на русском языке, упал. Политика руководства научными и образовательными учреждениями направлена на то, чтобы стимулировать людей печатать свои результаты в престижных международных изданиях, имеющих высокий рейтинг.

Издание русскоязычных научных журналов и их высокий статус необходимы для успешного развития российской науки. Чрезвычайно важен перевод на русский язык фундаментальных, классических для данной отрасли науки, трудов, а также лучших учебников.

Необходимым элементом жизни научного сообщества являются научные и научно-образовательные конференции. Специализированные международные научные конференции, посвященные отдельным областям науки, проводятся обычно на английском языке. Но для роста научной молодежи из разных регионов России необходимы научно-образовательные конференции на русском языке. Именно на таких школах-конференциях происходит общение крупных ученых с молодежью, здесь преподаватели вузов могут услышать из уст специалистов о новых достижениях в разных областях науки, задать вопросы, пройти мастер-классы.

В постановочном докладе инициаторов семинара, преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова профессора, председателя Правления МОО «Женщины в науке и образовании» Галины Юрьевны Ризниченко и кандидата биологических наук Александры Никитичны Дьяконовой обоснована важность проблемы сохранения и развития русского научного языка как необходимой составляющей российской науки и культуры. Ведущий семинара биофизик и писатель Юрий Дмитриевич Нечипуренко отметил, что «молодые исследователи порой не успевают научиться думать и писать на родном языке, как им предлагают перейти на чужой. В результате понятийная база науки оказывается неполноценной, творческое развитие учёного и традиция образования на родном языке прерываются». Профессор Наталья Владимировна Уфимцева из Института языкознания РАН сделала доклад, в котором она показала, что «вытеснение русского языка из системы образования, СМИ, вынужденный билингвизм при стремительном ухудшении знания родного языка, ведет к серьезным последствиям: к подмене культурных архетипов сознания, к разрушению культуры и культурой идентичности». Магистрант филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Михаил Павлович Селиванов представил результаты исследований, демонстрирующих несостоятельность передачи знаний от учителя ученикам на неродном для них языке. Ученый секретарь журнала «Успехи физических наук», в этом году празднующего свое столетие, Мария Сергеевна Аксентьева рассказала историю журнала, и поделилась опытом создания и поддержания его высокого научного уровня (и рейтинга). Евгений Ильич Маевский, заместитель директора по науке Института теоретической и экспериментальной биофизики, посвятил свой доклад проблеме обеднения русского научного языка. Живой интерес у участников семинара вызвали и другие доклады, затронувшие различные аспекты использования русского научного языка, доступности научного знания на русском языке и судьбы русскоязычных научных журналов.

В Атриуме университета прошла выставка научной литературы и учебных изданий от «Лаборатории знаний» – одного из ведущих научных издательств России.

На конференции было принято решение создать рабочую группу по русскому языку в науке. Уже началась разработка рекомендаций, направленных на популяризацию науки на русском языке: у русскоязычных ученых должна быть мотивация писать по-русски как специализированные статьи и книги для своих коллег и учеников, так и научно-популярные для широкой публики. Предполагается, что эта работа будет вестись в тесном контакте с учеными, издателями научной литературы, научными фондами и представителями власти.

Видеозаписи докладов

Публикации о семинаре

Другие публикации по теме

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533